• Предмет: Литература
  • Автор: ВладиславСаврасов
  • Вопрос задан 1 год назад

Мини-сочинение на тему: Умеют ли современные люди чувствовать, как во времена Толстого и Достоевского?

Ответы

Ответ дал: verafilipenko
1
Достоевский первым показал, как пробуждается чувство личности даже у само­го обездоленного и обкраденного жизнью человека. Он начинает думать, искать истину. В нравственный поиск одинаково вовлечены студент Раскольников, маляр Миколка, князь Мышкин, купеческий сын Рогожин, все три брата Карамазовы и другие. Герои Достоевского изо всех сил сопротивляются среде, хотят не только осмыслить противоречия своей жизни, но и подвести итог всему существованию человечества. Каждый из них остро ощущает неблагополучие современного мира. Они наделены совестью, каждый по-своему умен и наблюдателен, каждый говорит на своем особом языке. Поэтому в романах Достоевского звучит многоголосие: даже второстепенные персонажи имеют свою правду, свою философию. Полифония Дос­тоевского — еще одно доказательство невозможности облагодетельствовать все че­ловечество сразу (слишком все разные и хотят разного). 



Достоевскому удалось проникнуть в глубины человеческой души и вглядеться в ее противоречивость и непредсказуемость, вечную связь светлого и темного, низ­менного и высокого. Наряду с безднами подсознания он увлеченно исследовал роль идей в человеческом обществе. Системы различных философских идей он как бы испытывал на прочность на различных типах людей (например, идею о «сверхче­ловеке» — на Раскольникове, Лужине и Свидригайлове). Достоевский стремился довести любую идею до логического завершения, обнажив ее благотворность или способность служить орудием зла в руках фанатиков. Раскольников пытается ут­вердить новый моральный кодекс, признающий право отдельных сильных лично­стей делать историю, не останавливаясь перед преступлением. Он хочет убийством показать пример победы человека над собой. Но терпит крах — путь оказался ошибочным. Однако до сих пор эта идея вседозволенности оказывается очень за­манчивой для политиков всех мастей, стремящихся захватить и удержать власть. И в этом трагический смысл истории. 

Достоевский создал новый в литературе XIX века тип трагического героя. Это — человек, одаренный умом и волей, но сохранивший детскую наивность (как у геро­ев средневекового эпоса). Наивен не только князь Мышкин, ко
Вас заинтересует