Познакомьтесь с кратким пересказом пролога пьесы «Чудак» турецкого писателя Назыма Хикмета.

Ночь. По берегу моря тянется тропинка. Посреди дороги, почти закрывая её, лежит камень.. .

На дороге показывается человек. Несмотря на мрак ночи, он заметил камень. Обойдя его, он остановился, поставил ногу на камень — так удобнее — и, зашнуровав развязавшиеся на ботинках шнурки, пошёл дальше. Вслед за ним по дороге идёт ещё один запоздалый путник. К несчастью, он не увидел камня, споткнулся, упал, ушибся. Ему больно; кряхтя и ругая тех, кто случайно или нарочно оставил камень на тропинке, поднимается он с земли и продолжает свой путь. Третий, проходя по дороге, вовремя остановился. Он перенёс камень на обочину, чтобы сделать дорожку безопасной для любимой, которая вот-вот должна пройти здесь. Через некоторое время по этой дорожке прошел четвёртый путник. Его взгляд остановился на огромном камне, лежащем у обочины. В голову закралась порочная мысль: «А что, если поставить камень посреди тропинки? Авось кто не заметит и натолкнётся на камень, упадёт... » И ему не лень — со злорадством поднимает он тяжёлую глыбу, ставит её на дорогу. Ещё один человек идёт вслед за ним по дороге. Он вовремя увидел камень, обошёл его. Но, пройдя несколько шагов, он остановился в раздумье: «Там, на тропинке, остался камень, а впереди ещё целая ночь. Может случиться, что какой-либо человек, проходя по дороге, не заметит камень в темноте... » И, обеспокоенный грозящей другим опасностью, он возвращается назад и оттаскивает камень с дороги.. .

И ночь, и дорога, и камень — это символы. «Ночь» означает неизвестность, «дорога» — нашу жизненную дорогу, а «камень» олицетворяет всё, что мешает людям быть счастливыми: нужду, болезни, чёрствость, преступления.. .

Что же мы можем сказать о людях, представленных нам Назымом Хикметом в прологе «Чудака» ? Как мы определим меру нравственной ценности каждого из них?

Ответы

Ответ дал: briochetina
14
В пьесе Назыма Хикмета представлены обычные, на мой взгляд, люди - кто-то озлоблен и ищет пути "насолить" другим, а есть те, кто помогает другим, даже тем, кого не знает или только для близких. Каждый из них совершенно реально подходит к решению проблемы, но методы используются разные. 

Без преувеличения, последний путник высонравственный человек, и преуспевает в этом прочих путников. Всех остальных я бы назвала безнравственными. Кто-то озадачен только своими проблемами(шнурует обувь), кто-то решая свои, "солит" другим (убрал камень для кого-то), или осознает свою безнравственность и гордится этим (тот, кто специально положил камень на дорогу).

Вас заинтересует