• Предмет: Литература
  • Автор: Евгений111111111121
  • Вопрос задан 8 лет назад

трагическое одиночество Базарова

Ответы

Ответ дал: Katushka26111
0
Трагическое одиночество Базарова. Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он — новый человек, за ним будущее. Базаров — сложная, неоднозначная фигура.

С самого начала романа мы чувствуем, что Базаров резко отличается от окружающих его людей. Очень необычна его внешность: при ее описании Тургенев обращает внимание на красную обнаженную руку — руку трудящегося человека. Необычны манеры и поведение героя. Приехав в имение Кирсановых,. Базаров с самого утра занялся делом: ловит лягушек, делает химические опыты.

Базаров необычен и своими взглядами, которые он сразу же начинает высказывать в резкой полемике с Павлом Петровичем. Он отрицает государственное устройство России — самодержавие, крепостное право, отрицает все авторитеты. Он нигилист, и его нигилизм распространяется на вечные ценности: красоту природы, искусство, любовь. Именно этот вызов непреходящим жизненным ценностям ставит героя в ситуацию трагического одиночества.

Действительно, Базаров очень одинок в жизни. Только в начале романа он привлекает к себе своей необычностью. К нему привязываются дворовые мальчишки, они бегают за ним, «как собачонки». Фенечка полюбила его за то, что он хорошо отнесся к ней и ее ребенку. Однако, уже в первых главах видно, что в его жизни отсутствует очень важная ценность — подлинная дружба.

Отношения его с Аркадием лишь на первый взгляд можно назвать дружбой — нет в них подлинной духовной общности, это скорее отношения учителя и нерадивого ученика. Немудрено, что эти отношения оказались нестойкими.

Нет у Базарова и последователей, нет людей, с которыми бы он вместе делал одно дело. Базаров учился в Гейдельбергском университете, однако в романе ничего не сказано о студенческой жизни Базарова, о его связях со Студенческими кружками. И хотя Базаров постоянно говорить о себе «мы» («Мы догадались...», «Мы увидели...»), но это «мы, по-видимому, состоит из таких же одинаковых людей, как Базаров, — людей, не нуждающихся в общении друг с другом. Ситников и Кукшина - лишь пародии на базаровский образ жизни, оттеняющие трагическое одиночество героя.

Любовь Базарова трагична. Ведь, полюбив, он чувствует глубокое несоответствие своей же собственной души своим же воззрениям. Истоки трагизма базаровской любви — не в аристократизме Одинцовой. Проблема в том, что сам Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. И самое главное: где та грань, которая отделяет базаровскую любовь от ненависти к любимой женщине. Вот как выглядит герой в момент объяснения с Одинцовой: «...страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей. Чувство, жестоко подавленное, наконец прорвалось, но прорвалось с разрушительной силой.

Эта сила исподволь разрушает личность Базарова. Последние дни и часы Евгения носят трагическую окраску. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток страданий не физических, а духовных: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Вот трагический итог жажды деятельности.Базаров — трагический герой. И. С. Тургенев писал о нем: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...». Вот исток страданий и одиночества героя — преждевременность его появления. Но одновременно этот герой — смелое предвосхищение будущих свершений.

Вас заинтересует