Сообщение на тему "Промыслы Орловщины"

Ответы

Ответ дал: olya2005i
1
Современные проблемы художественного-эстетического образования младших школьников заставляют меняться социально-образовательную ориентацию учебных предметов, наполняя их особым содержанием, направленным на развитие чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Народные художественные промыслы родного края - Орловщины - это часть национальной культуры, где проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. И в то же время им присуща самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. В проявлении малого, локального раскрывается подлинно художественное, общерусское. Наслаждаясь красотой природы и искусства, младшие школьники легко вовлекаются в труд, захватывающий и воображение, и чувства, и мысли, и волю, в процессе которого создается нечто красивое, необычное. Современному человеку необходимо знать свою историю, помнить свои корни, свои истоки. И эту задачу должны решать учебные заведения, и в первую очередь, детский сад и начальная школа, где происходит закладка фундамента для дальнейшего развития личности. В Орловской губернии бытовали такие художественные промыслы, как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, гончарное дело, изготовление игрушек, изготовление гармоней, шитье из лоскутков, бисероплетение, плетение из природного материала, кукольный промысел. Особого внимания заслуживает глиняная игрушка Орловщины – плешковская и чернышенская, история которой уходит далеко в древность. На протяжении многих сотен лет она менялась одновременно с культурой народа. Плешковский промысел, известный в России ещё с 17 века, берет свое начало он в селе Плешково Ливенского района Орловской области. Название деревня приобрела из-за особенности местности. В давние времена деревню окружали непроходимые леса, почва была неплодородной, возникла «плешь» - плешина. Отсюда и пошло: «Плешково». Бедная почва была богата глиной – пластичной, розовой после обжига, с вкраплениями слюды, которая придавала чудесный блеск игрушке после обжига. Мастера-гончары изготавливали из нее посуду – тянули горшки (кубаны, квасники, макитры), формовали кирпич, а для ребятишек – игрушки-свистульки небольшого размера, но ладные, прочные. Сюжет – крестьянский быт:
конь, корова, петух, утка, баран. Декорировалась игрушка рельефным орнаментом - «защипами» пальцев или с помощью стеки по сырой глине, и кистевой росписью - свободными пятнами синим, зелёный и красным (кирпичным) цветом. Синюю краску делали из ягод бузины и синих первоцветов, зеленую - из сока лопуха, красную – из тёртой обожжённой глины. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Чернышенская игрушка бытовала в деревне Чернышено, что недалеко от города Новосиля в Орловской области. Земля чернышенская богата разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Запасали глину весной и хранили в погребе. Лепили игрушки с наступлением хороших, погожих дней, чтобы «обветрились» на солнышке. После, в овраге, в специальной яме, сушили игрушки над дымом тлеющих гнилушек. Позже игрушки сушили на печи, а обжигали в горне, украшали чередующимися полосками, напоминающими оперение кукушки, которую считали божеством, способным предсказывать будущее. Поэтому чернышенскую роспись называют ещё «кукушечьей». Краски использовали минеральные и анилиновые. Вместо кисточки - перо из хвоста петуха. Сюжет игрушек носил в себе знаки тотемов и богов. Лепили коньков-свистунков, коров, баранов, всадников. Особенно хороши чернышенские куклы. Мужские фигурки лепили вместе с конем - как дополнение к нему. Не лепили птиц, за исключением кукушки. Осознавая и общие человеческие ценности, и самобытность народной культуры, следует отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах, а напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа в современном обществе и в будущем. Для этого требуется и .

olya2005i: бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового. Изучение народной игрушки может выступать эффективным средством художественно-эстетического образования и формирования у младших школьников нравственно-эстетического отношения к действительности при условии не просто получения знаний, но осмысления явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
olya2005i: Именно поэтому целесообразнее говорить не об изучении, а об освоении народной культуры, так как ценности – нравственные, эстетические – нельзя освоить, то есть сделать своими, не пережив эмоционально, в форме единичного, важного лично для себя. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной игрушки, способствует полноценному эстетическому воспитанию и развитию его художественных способностей
olya2005i: Это одно
Вас заинтересует