• Предмет: История
  • Автор: pimkinares
  • Вопрос задан 1 год назад

ДАЮ 99 БАЛЛОВ.ОТВЕЧАТЬ ПРАВИЛЬНО!
Вопросы по Церковному расколу
1.Что изменилось в жизни верующих?
2.Кто возглавил борьбу против реформ?
3.Что делал Никон с противниками его реформ(раскольниками)?
4.Как складывались отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем?
5.Каковы были решения Священного собора 1666г?
6.Каковы судьбы патриарха Никона и протопопа Аввакума?
7.За что осуждает Никона патриарх всея Руси Алексий 2 ?

Ответы

Ответ дал: Lina14Cat
5
1)Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

2)Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников

3)Боярыня Морозова (Соковина) Федосия Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя раскольников, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 г. она была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярыню, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск (этот момент запечатлен на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»).

Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.


4)Взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича началась ещё в 1645 году, когда Никон, будучи игуменом Кожеоозёрской пустыни, был в Москве по делам обители и являлся к царю – уже тогда Никон почувствовал расположение к себе со стороны государя. Впоследствии, в бытность Никона архимандритом Ново-Спасского монастыря и митрополитом Новгородским (чему, кстати, поспособствовал царь), дружба их стала ещё более крепкой. Но была она не совсем обычной: молодой, по природе мягкий и впечатлительный царь вполне подчинялся энергичному и властолюбивому патриарху. В Никоне царь видел не только друга, но и учителя (будучи человеком очень религиозным). Иначе говоря, молодой государь души в нём не чаял, готов был сделать для него многое, и не сказать, что Никон этим не пользовался.

Никон имел большое влияние на царя Алексея Михайловича

5)Основные решения церковного собора 1666-1667 гг.:
- Отстранил Никона
- Избрал Иоасафа
-Собор одобрил книги новой печати
-Утверждает новые обряды и чины
-Наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды
-Двуперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил.
-Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Истинным.
Значение:
-Все это привело к трагическому расколу Церкви
-Тысячи крестьян и жителей посада бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, там основывали старообрадческие поселения.
-Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
-Идеологический кризис

6)Никон-В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли

Аввакум-Церковный собор принял решение о казни Аввакума. Был сожжён.

7)Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Так, доходы от эксплуатации монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.

Вследствие сего, а также интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом.



Это было сложно.

Lina14Cat: Ошибка во 2,
Lina14Cat: 2) Главным противником Никона, был Аввакум
Lina14Cat: Просто прочитала неправильно
Ответ дал: svyatoslavik
3
1) Происходили споры между старообрядцами и никонианцами, так как никон стал патриархом то основную власть имел он и в 1653 году ввел ряд изменений( кланяться теперь надо было не в пол, а пояс и креститься не двумя а 3 пальцами.
2) главным противником никона был протопоп аввакум
4)В начале алексей михайлович поддерживал патриарха, но затем их отношения стали портиться( так как власть патриарха уже тогда приравнивалась к царской и никон вмешивалься уже и в политические дела), затем царь в открытую показывал свою неприязнь( не ходил на его службы и т.д). Тогда никон хотел  отказаться от патриаршества( он расчитывал что царь будет умалять его остать) но алексею понравился такой расклад и он согласился с этим тогда никон отказался покидать патриаршеский престол и через 8 лет его насильно лишили сана патриарха
6)  Никона сослали в в ферапонтов монастырь где он вскоре умер ( 1681г). По решениб церковного собора 1666 года все старообрядцы признавались вне закона и вскоре аввакум был схвачен и казнен в 1682 году

Вас заинтересует