• Предмет: Литература
  • Автор: Доминик335
  • Вопрос задан 7 лет назад

Почему произведение "Заклятый царевич"нельзя отнести к авторской сказке? Приведи не менее двух доказательств своей точки зрения.

Ответы

Ответ дал: lernik330
0
Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно: 

1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. 

2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Приведем пример из «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина, в тексте которого выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка: 

«И царевна, подбираясь, 
Поднялася на крыльцо, 
И взялася за кольцо; 
Дверь тихонько отворилась 

И царевна очутилась 
В светлой горнице; кругом 
Лавки, крытые ковром, 
Под святыми стол дубовый, 
Печь с лежанкой израсцовой… » 

3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Приведем лишь один пример из пушкинской «Сказки о царе Салтане» , где ярко описываются переживания царя Салтана при встрече с женой и сыном (выделены психологические детали) : 

«Царь глядит – и узнает… 
В нем забилось ретивое! 
«Что я вижу? Что такое? 
Как? » – и дух в нем занялся 
Царь слезами залился… » 

4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером: 

«Вот море кругом обежавши, 
Высунув язык, мордку поднявши, 
Прибежал бесенок, задыхаясь, 
Весь мокрешенек, лапкой утираясь… » 

5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность: 
Сказка о царе Салтане – светлая, благородная, чистая. 
Сказка о мертвой царевне – грустная, изящная, женственно-нежная. 
Сказка о Балде – насмешливая, балагурная. 
Сказка о золотой рыбке – печальная, ироничная. 

А смерть своей любимой героини – «царевны милой» , автор описывает с задушевной лирической интонацией: 

«Подождать она хотела 
До обеда; не стерпела, 
В руки яблочко взяла, 
К алым губкам поднесла, 
Потихоньку прокусила 
И кусочек проглотила. 
Вдруг она, моя душа, 
Пошатнулась не дыша, 
Белы руки опустила 
Плод румяный уронила… » 

6) Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта. 
Вас заинтересует