Культура восточных арийцев периода неолита. Движение маздака. Приход к власти самадов. Средневековый пенджикент.
Ответы
В Иране на рубеже V—VI вв. в царствование Кубада (488— 531 гг.) происходит крупное выступление народных масс против складывавшихся феодальных отношений. Этим движением руководил человек, вошедший в историю под именем Маздак. Как и все народные движения того времени, протест крестьян-общинников против закрепощения принял форму религиозного движения. Основателем этого религиозного движения был Зарадушт бен Хурраи. Некоторые относят время его жизни к концу III — началу IV в., но вероятнее, что он жил во второй половине V в. По его имени религиозное учение получило наименование «зардуштакан». Маздак был его учеником и последователем, Маздак проповедовал, что все люди равны и необходимо уничтожить неравенство, отнять у богачей их земли и имущество. По словам Табари, опирающегося на переводы среднеперсидской хроники, Маздак и его последователи провозглашали, что бог «создал блага на земле для того, чтобы люди поровну поделили их между собой, но люди при этом причинили друг другу обиду. Последователи Маздака утверждают, что они отбирают у богатых в пользу бедных и возвращают неимущим то, что отбирают у имущих, ибо если у кого-нибудь есть избыток денег, жен и прочего имущества, то из этого не следует, что ему принадлежит преимущественное право на все это». Или, как сообщает арабский автор, Маздак учил: «Необходимо обязательно взять у богатых для бедных, так чтобы сравнять их в собственности».
Убийство, в том числе и убой скота, рассматривалось маздакитами как величайшее зло. Учение Маздака оправдывало пролитие крови, убийство лишь как средство обеспечить победу добра в борьбе против зла. Требования справедливого распределения жизненных благ и уничтожения неравенства способствовали распространению учения Маздака прежде всего среди крестьян-общинников.
Великий поэт Фирдоуси в своей поэме «Шах-наме» следующим образом передает слова Маздака:
Маздак говорил:
Проповедь Маздака имела огромный успех. Движение маздакитов в столице Ирана привело к тому, что массы голодающих стали громить хлебные склады вельмож и богачей. В короткое время восстание охватило всю страну. Маздак реквизировал имущество богатых и разделил его между бедняками. Было убито много крупных землевладельцев Ирана; большое число их бежало в соседние государства,
Шах Кубад I, опасаясь за свою жизнь, а также стремясь усилить центральную власть путем ослабления местных владетелей и крупнейших представителей знати, объявил себя сторонником учения Маздака. Мотивы действия Кубада историки объясняют по-разному. А. Гутшмид и Т. Нёльдеке, следуя прямым указаниям средневековых авторов, считали, что Кубад решил не противодействовать маздакитскому движению, надеясь направить его в выгодное для себя русло - на борьбу со знатью, а также с тесно связанным с ней духовенством. К этим объяснениям присоединились многие современные ученые, А. Кристенсен же, напротив, считает, что сам Кубад искренне присоединился к маздакитам, став верным последователем их учения. Большинство советских ученых считают, что в этом споре А. Кристенсен неправ. Политический расчет - вот что двигало Кубадом, а не симпатии к маздакитам, к простому народу.
Шах Кубад был смещен знатью и заточен в темницу (496 г.). На престол возвели его брата, который должен был проводить в жизнь волю знати. Однако Кубаду удалось бежать, причем он отправился к эфталитам. Царь эфталитов был женат на его сестре. Появившись у эфталитов, Кубад женился на дочери эфталитского царя. Когда он достиг персидской границы, услыхал об этом его брат и бежал от него, а Кубад исполнил свое желание и казнил знатных». Итак, в 499 г. Кубад I с помощью эфталитских войск снова воцаряется на престоле и проводит репрессии против той части знати, которая выступала против него.
После того как с помощью эфталитов Кубад снова овладел властью в стране, его отношения к маздакитам постепенно изменились; сперва тайно, а потом и открыто он стал бороться с последователями Маздака, как со своими самыми заклятыми врагами. В 528 и 529 гг., вероломно убив Маздака, Кубад уничтожил и других руководителей движения. Началось повсеместное зверское истребление последователей маздакизма.
Важнейшей причиной поражения маздакизма было то обстоятельство, что феодальные отношения, против которых боролись маздакиты, представляли тогда исторически необходимую ступень развития, между тем как лозунг восстановления общинного равенства означал в тех условиях возвращение к уже разложившимся и изжившим себя формам общинно-родового строя.
Однако восстание Маздака объективно носило прогрессивный характер, так как оно поднимало народ на борьбу против угнетения и эксплуатации. Идеи Маздака оказали огромное влияние на неимущие слои населения и широко распространились в Средней Азии, где в это время также начался процесс феодализации.
Вскоре после разгрома маздакитского движения феодальные отношения в Иране были закреплены рядом реформ, проведенных сыном Кубада I Хосровом I Ануширваном (531 - 579 гг.) — непримиримым противником Маздака и маздакитов.