• Предмет: Литература
  • Автор: Аноним
  • Вопрос задан 1 год назад

Какие версии о возникновении Киева сообщает летописец
??

Ответы

Ответ дал: alfa124
0

Ответ:

Приходится лишь изумляться памяти народной, которая на протяжении долгих веков сохранила с такими подробностями события более чем полутысячелетней давности. Возможно, однако, что в распоряжении Нестора были и еще какие-то письменные (в частности, византийские) источники, нам теперь не известные.

Сообщения летописи о времени основания Киева дополняются археологическими раскопками, в частности на Старокиевской горе. Так, например, еще в 1909— 1912 гг. во время исследования руин Десятинной церкви Д. В. Милеев неожиданно открыл вдоль южной стены оборонительный ров глубиной около 4,5 м. Назначение рва и его прямое отношение к древнейшему (первому) киевскому городищу установлено несколько позднее, уже в 30-е годы, после проведения на Старокиевской горе дополнительных раскопок. Теперь установлено, что ров длиной около 150 м начинался от склона к Днепру на северо-восточном крае горы и, изогнувшись, заканчивался около самого угла так называемого Гончарного яра (теперь в районе Житомирской улицы), который открывался также в долину Днепра. Вдоль рва тянулся некогда вал высотой до 4 м, на котором прослежены остатки деревянных конструкций, возможно частокола. О местонахождении въездных ворот, оборонительных башен, которые должны были быть здесь, данные не сохранились. В целом первое киевское городище представляло собой крепость, на территории которой размещались, безусловно, жилые и хозяйственные

6

Языческое капище, раскопанное на Старокиевской горе В. В. Хвойкой. Реконструкция автора раскопок.

сооружения, а также, очевидно, сооружения культового назначения, где могли стоять статуи раннеславянских божеств. О последнем свидетельствует, в частности, наличие в самом центре первого киевского замка языческого капища (теперь напротив входа в Государственный исторический музей УССР). Исследовалось оно археологами дважды: в 1908 г.— В. В. Хвойкой, в 1937 — Т. М. Мовчановским. Оба раза капище было открыто, обследовано и снова присыпано. Его остатки лежат там и теперь на глубине около 3 м. Новые исследования капища на современном уровне знаний, в частности с использованием новых методов датирования радиокарбонным, палеомагнитным и другими способами, могли бы пролить новый свет на время его сооружения.

По данным раскопок, киевское языческое капище представляет собой выложенное из камня возвышение эллипсовидной формы поперечником более 4 м с четырьмя выступами вокруг, ориентированными по сторонам света. С западной стороны каменной конструкции расчищен массивный «столб», который состоял из слоев сильно обожженной глины, чередовавшихся с прослойками пепла и угля. Вокруг обнаружено большое количество костей и черепов животных, преимущественно домашних. Здесь, очевидно, перед статуей или статуями «всесильных» языческих божеств осуществлялись жертвоприношения животных.

Как выглядели эти статуи, сказать теперь трудно, поскольку они были изготовлены, по-видимому, из дерева и до наших дней не сохранились. Однако хорошо известно, что у ранних славян середины I тыс. были довольно распространены статуи типа одно- или

7

2

четырехликих идолов, обнаруженных, например, на Збруче и около сел Иванковцы и Ставчаны на Днестре. Збручский каменный четырехликий идол, который сохраняется ныне в Краковском музее,— достаточно совершенная и сложная скульптура. Это четырехгранный столб, каждая сторона которого покрыта рельефными изображениями. По вертикали выделяются три композиционные части: верхняя, средняя и нижняя. В верхней с каждой стороны высечено по человеческой фигуре — мужской и женской. Четыре лица, смотрящие в разные стороны — в четыре стороны света,—перекрыты одним головным убором. Положение рук у всех изоб-ражений одинаково — они изог«

Языческие идолы ранних нуты в локте, кисть правой нахо-славян середины I тас, дится в области груди, а левой —

В правой руке одной ковцы и Ставчаны (2). из фигур изображен рог изобилия. Все фигуры охватывает пояс, под которым в одном случае обозначен меч в ножнах и есть изображение коня.

В средней части всех четырех сторон столба высечены фигуры ребенка на коротких ножках с разведенными в стороны руками. В нижней части столба, наконец, с трех сторон высечены фигуры своеобразных «атлантов», которые держат на руках вее, что находится выше.

Збручский идол, аналогии которому, наверное, могли быть и в Поднепровье, является выдающимся памятником раннеславянской скульптуры. Она, безусловно, отражает какие-то еще не совсем понятные космогонические представления наших далеких предков.

Вас заинтересует