• Предмет: История
  • Автор: elenaaaaaa79
  • Вопрос задан 1 год назад

каковы основные вехи истории Русской православной церкви в xх веке?​


elenaaaaaa79: кратко

Ответы

Ответ дал: yasha41
3

Ответ:

Центром исторического развития русских земель во второй половине XIII века окончательно стали Северо-Восточная Русь и Новгородско-Псковские земли. В 1299 году митрополит Максим покинул Киев и перенес митрополию во Владимир. В начале XIV века в связи с усилением влияния Москвы разгорелся спор с Тверским княжеством. Эти проблемы решил специальный Собор состоявшийся в 1311 году в Переяславле Залесском. Спор был решен в пользу Москвы. Но только в 1390 году, уже после смерти Дмитрия Донского, в Москву прибыл митрополит Киприан, под властью которого объединилась русская церковь.

В конце XV — начале XVI вв. русские земли были объединены московской великокняжеской властью в одно государство. Церковь в это время настойчиво добивалась руководящего влияния на государственные дела, что привело к противостоянию между светской и духовной властью. Вся глубина противоре-

чий проявилась во время княжения Ивана III. В этих условиях обострились еретические движения внутри церкви, что вызвало беспокойство церковных деятелей. Среди них выдвинулся своими поучениями видный знаток церковной литературы Нил, уединившийся в далеком скиту на реке Сорке близ Кирилло-Бе- лозерского монастыря. Он получил в истории имя Нил Сорский.

Нил Сорский хотел реформировать монашество, избавить его от тех пороков, которые вызывали протест и осуждение со стороны верующих. Он считал, что для церкви недопустимо владеть "земными богатствами". Это движение получило название "нестяжателей" от славянского слова "стяжание - т.е. приобретение". Однако они встретили резко враждебное отношение со стороны других деятелей церкви, которые не хотели расставаться с богатством, накопленным церковью. Среди них выдвинулся Иосиф Санин, игумен (глава) Волоцкого монастыря. Он развивал взгляд о безусловном превосходстве духовной власти над светской, оправдывая наличие у церкви материальных средств.

Решительное столкновение сторонников двух направлений произошло на соборе 1503 года. Иосиф поддерживал взгляды, согласно которым власть великого князя имеет божественное происхождение. Тогда, в начале XVI века оформилась идея о происхождении московских великих князей от римских императоров, а также теория о Москве как "Третьем Риме". Эту идею сформулировал игумен псковского монастыря Филофей, который развивал ее в своих посланиях Василию III. Согласно его взглядам, прежде существовало два мировых христианских Центра: сначала Древний Рим, который пал от нашествия варваров, так как отошел от истинного христианства. Центр христианства переместился в Византию. Но и они тоже изменили христианству, пойдя в 1439 году на союз с католической церковью. Следствием этого было падение Византии, завоеванной тУрками в 1453 году. Так как только Москва и православное христианство остается "истинным", а все другие веры ложны богопротивны", то только Москва, по мнению Филофея, избрана Богом" и является законным наследником древнего има в церковных делах. Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между церковью и государством в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоящему из ста глав ("Стоглав"). Собор открылся 23 февраля 1551 года в царских палатах в торжественной обстановке. К этому времени великим князем московским стал Иван IV, которого венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля по особому чину митрополит Макарий, видный церковный деятель того времени и глава церкви.

Собор принял ряд мер по укреплению дисциплины среди духовенства, унифицировал церковные обряды, ужесточил канонические требования, зафиксировал требование совершать крестное знамение двумя сложенными пальцами правой руки (двоеперстие) и провозгласил неприкосновенность церковного имущества.

Объяснение:

Вас заинтересует