• Предмет: Литература
  • Автор: fabencukovlev982
  • Вопрос задан 1 год назад

доклад алтайские плач сыгыт (Темы палачей исполнители, особенности)
Заранее спасибо

Ответы

Ответ дал: shapovalovtima1
6

Героический эпос ойрот-алтайцев очень богат. На сегодняшний день имеется около 300 записей героических сказаний народа. Из них опубликовано около 60 %, которые вошли в основном в 14 томов героического эпоса "Алтай батырлар". На русский, немецкий и другие языки переведены более 60 сказаний. Остальные хранятся в рукописях исследователей фольклористов для дальнейшего опубликования и изучения.

По сравнению с другими сказками, легендами и мифами, героический эпос отражает исторический и героический путь своих героев в стихотворном изложении. Эпос сопровождаются игрой на топшуре (двухструнный щипковый музыкальный инструмент) или яткане / ятык / ятыг (длинные гусли). Играя на музыкальном инструменте, кайчи-сказитель озвучивает: топот копыт лошадей, пение птиц, кукование кукушки, звон ударов сабель и т.д., и поется особым горловым пением. Самые большие и длинные каи продолжаются иногда в течении нескольких дней.

Исследования показали, что эпос ойрот-алтайцев слагался в течении всей истории народа. Исполнители эпоса кайчы передавали сказания из уст в уста от одного поколения к новому поколению. Потомственным сказителем был Алексей Григорьевич Калкин. Его отец и дед были известными сказителями. По словам Н.К. Ялатова, он начал пробовать пересказывать услышанные от деда сказание "Oлoнгир", "Катан-Мерген и Катан-Кoкшин" своим сверстникам с девятилетнего возраста. А.Г. Калкин приблизительно в этом же возрасте сразу стал исполнять каем - горловым пением - отрывки из "Маадай-Кара". В настоящее время дело отца продолжает сын кайчы Элбек и Ногон Шумаров - известный исполнитель горлового пения.

Обычно в детском возрасте будущие сказители старались чаще общаться с опытными певцами. Вместе с ним или близкими родственниками они совершали поездки в соседние селения, в тайгу на охоту, на целебные источники - аржан суу. В этих поездках они не только осваивали репертуар старших, манеру исполнения, но и знакомились с традиционными обрядами и культовыми ритуалами и учились всему.

Алтайское горловое пение - мультиинструменталист Булат Гафаров

 стили алтайского горлового пения

Низкие стили:

хатхара (кхаргкыра, кыргыраа) - низкий гортанно-горловой звук, напоминающий перекатывающиеся в горах валуны. Этим голосом произносятся, поются насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения.

тумчук каргыра - носовой кыргыраа, более высокий по звучанию голос.

Вас заинтересует