текст рассуждения образ Питербурга на романе "Преступление и наказания"​

Ответы

Ответ дал: saniiabatyrguzhina
1

Ответ:

В романе «Преступление и наказание» Достоевский поднимает такие проблемы, как социальное неравенство, одиночество, пустота души современного автору человека. Одним из героев произведения по праву можно считать Петербург, который, как и люди, тоже принимает участие в действии. Это страшный город. Человек в нём бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда.

Во-первых, Петербург — фон действия романа. С первых страниц читатель видит не парадную столицу, сверкающую во всём великолепии архитектуры, а душный, тесный город: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».

Своеобразие пейзажа у Достоевского состоит в том, что описания очень краткие, нет резких и отчётливых очертаний предметов. Даётся впечатление от общей атмосферы улицы (!чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого лица"). В этом секрет воздействия пейзажа на чувства читателя.

Вместе с главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым мы путешествуем по улицам и улочкам Петербурга, заполонённым распивочными, грязными трактирами с тёмными и сырыми углами. Здесь мы встречаем совершенно разный люд. Это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники». Это Мармеладов с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, «руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями». Это старуха процентщица «с вострыми и злыми глазками». Это Катерина Ивановна, «ужасно похудевшая женщина с раскрасневшимися до пятен щеками». В квартале, где обитает Раскольников, встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. Все они серые, как и улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного».

Интерьер квартир героев у Достоевского выписан достаточно подробно. В поле зрения повествователя попадают предметы разнохарактерные, увиденные под разным углом зрения. Однако картина объединяется единой субъективно-эмоциональной манерой изображения угнетающей мрачности, ветхости и мертвенности жилья.

Предметом субъективной оценки становятся даже объективные свойства вещей, не подлежащие эмоциональному восприятию. Предметы у Достоевского лишены «осязательности», но зато наделены способностью к самовыражению, обнажению сути вещей, самого характера пространства. Отсюда и устойчивость колорита — все интерьеры выполнены в одном жёлтом цвете.

Жёлтый цвет — не столько конкретная краска, сколько знак эмоции. Например, этот цвет присутствует в описании комнаты главного героя: «это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стул в углу…». Кроме того, автор несколько раз называет комнату Раскольникова «гробом». С помощью этих деталей создаётся ощущение безысходности, загнанности в клетку «маленького человека»

В квартире Алёны Ивановны также преобладает жёлтый цвет: «мебель вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках». Жёлтый цвет, угнетающий, вызывающий тоску, сближает, будто ставит в один ряд жалкий, бедный интерьер бедного студента Родиона Романовича и претендующую на вкус, но не менее жалкую обстановку живущей в достатке процентщицы Алёны Ивановны.

Мы видим жёлтый цвет в интерьере комнаты Сони в квартире Капернаумовых: «это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был слишком безобразно тупой… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам». Возникает ощущение давящего уныния, дискомфорта. Форма «неправильного четырёхугольника» комнаты Сони напоминает нам о неустроенности жизни девушки.

Мастерство Достоевского-художника проявляется в том, что деталь интерьера (предмет, цвет) помогает нам понять психологическое состояние героев, дает объяснение их поступкам. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как «в комнатах без форточек», его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудости человеческого существования.

В описании города жёлтый цвет также является доминирующим наряду с серым, зелёным. Чувство духовного одиночества несут эти краски. Раскольников перед убийством почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города.

Почти всегда Петербург изображается во время заката солнца, потому присутствуют контрастные тона: «темнеющая вода канавы», «темнеющие дома», «тёмные глухие стены» — и «розовый отблеск заката» (тот же эффект резкого блика становится и последним толчком к преступлению — из «тёмной каморки дворника… из-под лавки что-то блеснуло ему в глаза» — это был топор).

Вас заинтересует