• Предмет: Музыка
  • Автор: begalievafarangiz090
  • Вопрос задан 1 год назад

2. Расскажите об отличиях хорезмской классической музыки.Пжжжж помогите срочно​

Ответы

Ответ дал: kristalik039
8

Ответ:

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 25 июня в Центре национальных искусств в Ташкенте состоялась презентация книги «Хорезмская танбурная нотация», организованная Фондом Форумом, Центром национальных искусств и Специализированным научно-исследовательским центром Государственной консерватории Узбекистана и собравшая под одним куполом не только известных макомистов, музыковедов, музыкантов, но и скульпторов, художников и других деятелей искусства, а также студентов музыкальных учреждений и журналистов.

В рамках мероприятия кроме презентации книги «Хорезмская танбурная нотация» также состоялись выступления известных музыкантов и начинающих макомистов, которые играли на рубабе, дойре, дутаре по нотам из нового уникального издания. Муножат Йулчиева исполнила одну из хорезмских песен, народные артисты Узбекистана Абдухошим Исмаилов и Ульмасхон Расулов сыграли дуэтом композицию в современной обработке, а молодой музыкант Шерзод Машарипов представил традиционный маком в направлении «суворий».

Хорезмская танбурная нотация – сборник записей полного свода хорезмских макомов (Маком - классический традиционный музыкально-вокальный жанр узбекской национальной музыки), феноменальный источник, стоящий в ряду шедевров мировой музыкальной культуры. Сведения о существовании этой нотописи были известны общественности еще в начале ХХ века. Однако, научное и практическое значение уникального источника, было оценено только в годы независимости Узбекистана. Профессор Отаназар Матьякубов, соавтор книги «Хорезмская танбурная нотация»:

«Хорезмская танбурная нотация была основана в конце XIX века. Нотопись пришла в Хорезм из Бухары, которая считается родиной макома. Маком – это классическая узбекская музыка, которая должна жить вечно. Ее также можно миксовать с современными направлениями. Основа остается, меняется оформление. Хотя в макоме есть такие направления, которые нельзя изменить. Чтобы расшифровать уникальную рукопись, понадобились годы и помощь многих людей и организаций, которым мы очень благодарны. Наша книга – это результат многолетнего труда специалистов всех уровней: музыковедов, практиков макомного искусства, филологов и др. Она будет интересная как музыкантам, так и искусствоведам».

Хорезмская танбурная нотация, созданная самими носителями макомов в последней четверти XIX века, совершенна и уникальна. Её знаковая система охватывает основы классических макомов в полном формате, то есть детально фиксирует элементы лада-мелодии, усуля-метра, композиций, а также вербальные тексты вокальных частей. С этой точки зрения тексты нотации - беспрецедентный источник изучения базовых основ узбекской классической музыки.

Одним из таких, проверенных временем, источников макомов является, несомненно, Хорезмская танбурная нотация. Этой важной и актуальной проблеме музыкальной культуры Центральной Азии посвящается исследование О. Матякубова, Р. Болтаева, Х. Аминова.

Отаназар Матякубов – известный музыковед, заслуженный деятель искусств, профессор, автор монографий «Фараби об основах музыки Востока», «Макомат», «Додекограмма». Рустам Болтаев – мастер макома нового поколения, музыкант-профессионал высокого класса, теоретик и практик макомного искусства. Хамидулла Аминов – востоковед-текстолог, знаток арабского и персидского языков.

Инициативная группа в лице О.Матякубова, Р.Болтаева и Х.Аминова в течение десяти лет занимается изучением различных списков Хорезмской нотации, хранящихся в архивах Института востоковедения АН РУз и Научно-исследовательского института искусствознания АН РУз, Дома-музея Юнуса Раджаби, Государственной консерватории Узбекистана, а также в личных библиотеках ученых и музыкантов. На основе сравнительного анализа рукописей авторы выявили наиболее ценные и значительные списки, которые стали объектом пристального исследования и составления критического текста свода, а также перевода его на современную тактовую нотацию.

Хорезмская танбурная нотация уже сегодня становится востребованной далеко за пределами Узбекистана. Музыканты и исследователи многих стран обращаются к данной рукописи, как к источнику теории и практики макомов. Каждый музыкант, независимо языка и нации, находит в ней красоту и глубину мысли.

Вас заинтересует