• Предмет: Музыка
  • Автор: sidorovmisa837
  • Вопрос задан 6 лет назад

Музыкальный образ органной фуги ля минор И.С.Баха?

Ответы

Ответ дал: indirag
0
Ответ Органную прелюдию и фугу ля минор BWV 543 Иоганн Себастьян Бах создал в 1708 г. Композитор в то время служил придворным органистом в Веймаре. Созданию этого произведения предшествовало написание Фуги ля минор для клавесина, Органная прелюдия и фуга ля минор представляет собою ее конечный вариант. Ее называют «Великой» – настолько грандиозным масштабом отличается этот двухчастный цикл, который можно было бы назвать «органной симфонией». Две составляющие цикла – прелюдия и фуга – объединены своим образным содержанием, будучи воплощением единого музыкального образа, выражением единой мысли, данной в развитии. Мысль эта высказывается с разными эмоциональными оттенками – то страстно, то созерцательно. В круг образов и настроений вводит прелюдия, фуга же углубляет и развивает то, что было высказано в ней. Единство прелюдии и фуги выражено здесь даже в большей степени, чем это обычно бывает у Иоганна Себастьяна Баха. Сходство прелюдии и фуги проявляется не только в их общем образном строе, не только в особенностях музыкального движения, но и в очертаниях мелодических интонаций, близость которых настолько очевидна, что заметить ее способен даже не самый опытный слушатель.

В прелюдии крупный масштаб удивительным образом сочетается с ясностью и простотой формы. В ее структуре выделяются два раздела, причем в каждом из них – собственная линия развития, собственная драматическая кульминация. Развитие, приводящее к кульминационным точкам, в каждом из разделов разворачивается по-своему, в особенности это касается его интенсивности.

Тема прелюдии отличается большой эмоциональной выразительностью и напряженностью. В основе ее лежит краткий мелодический оборот, который подвергается секвенционному развитию. Общая линия мелодического развертывания направляется вниз. В прелюдии ярко выражена одна из особенностей полифонии свободного стиля – расщепление мелодии, излагаемой одноголосно, на несколько мелодических линий, образующих скрытую полифонию. В пределах темы фуги выделяются три переплетающихся скрытых голоса. Нисходящее движение господствует во всех трех голосах, но в верхнем преобладают секундовые задержания, а в нижнем и среднем – хроматические интонации: мелодия словно «сползает», и в сочетании с минорным ладом это придает теме особый эмоциональный накал.

Музыкальный материал развертывается импровизационно, свободно, но особую роль в его организации и развитии играют контрасты. Этот драматургический принцип дает о себе знать уже в пределах темы – в ее структуре выделяются два элемента, отличающиеся друг от друга и по ритмическим очертаниям, и по мелодическим. Первый из них построен на ровном, размеренном нисходящем движении, второй – «сталкивающийся» с первым – кажется более тревожным благодаря более мелким длительностям и триольному ритму. Появление второго элемента становится исходной точкой развития, которое приведет к первой кульминации: нисходящее движение сменяется восходящим. Кульминации непосредственно предшествует блестящая каденция с гаммообразными пассажами, которые широко развертываются на фоне доминанты. Будучи прекрасным органистом, Иоганн Себастьян Бах великолепно использует здесь богатейшие возможности своего любимого инструмента – кажется, что мощнейшее звучание органа заполняет всю Вселенную. Но и в этой торжественности скрыт драматический контраст: выдержанная, неподвижная органная педаль вступает в противоречие со стремительностью пассажей, в которых преобладает восходящее движение (они словно стремятся «преодолеть притяжение» педали).
Приложения:
Вас заинтересует