Ответы
Ответ:
Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Вероятно, еще в VIII–IX вв. у восточнославянских племен существовали начатки письменности (договоры Руси с Византийской империей существовали на греческом и на славянском языке), однако лишь после принятия христианства литературная культура получила широкое распространение в русских землях и княжествах.
Первая славянская азбука «глаголица» была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для центральноевропейского славянства в IX в. В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.
Уже при Владимире I в крупных русских городах появились первые школы, которые очевидно готовили священнослужителей. Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц, в которой обучение велось на родном языке. В школе при Киево-Печерском монастыре обучали богословию, философии, риторике, грамматике.
В X в. грамотность распространилась и среди знати: ценителями «учения книжного» были великие князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Святополк II Изяславич. Как показывают находки берестяных грамоток в Новгороде и Пскове, в XI–XIII вв. грамотность не была исключением и среди простых горожан (в том числе женщин).
Первые древнерусские книги (в основном переводы с греческого) были написаны на пергаменте с помощью чернил или киновари, украшались изящными миниатюрами иллюстрациями, сделанными от руки. Переплет наиболее ценных кодексов представлял собой настоящее произведение искусства: украшался драгоценными камнями, финифтью, оковывался золотом. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Самым крупным было собрание книг при Софийском соборе в Киеве. С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры.
Ответ:
Образование, литература, архитектура
Объяснение:
Образование:
Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Вероятно, еще в VIII–IX вв. у восточнославянских племен существовали начатки письменности (договоры Руси с Византийской империей существовали на греческом и на славянском языке), однако лишь после принятия христианства литературная культура получила широкое распространение в русских землях и княжествах.
Первая славянская азбука «глаголица» была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для центральноевропейского славянства в IX в.
В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.
Уже при Владимире I в крупных русских городах появились первые школы, которые очевидно готовили священнослужителей. Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц, в которой обучение велось на родном языке. В школе при Киево-Печерском монастыре обучали богословию, философии, риторике, грамматике.
Первые древнерусские книги (в основном переводы с греческого) были написаны на пергаменте с помощью чернил или киновари, украшались изящными миниатюрами иллюстрациями, сделанными от руки. Переплет наиболее ценных кодексов представлял собой настоящее произведение искусства: украшался драгоценными камнями, финифтью, оковывался золотом. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Самым крупным было собрание книг при Софийском соборе в Киеве.
Литература:
С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:
1. Летописание (хроники) погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи.
К жанру летописания примыкает жанр исторической повести. Наиболее известной исторической повестью является написанное со слов очевидца произведение «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами».
2. Житийная литература (агиография) жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского».
3. Риторическая литература слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья. «Поучение Владимира Мономаха» одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой льстивый панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви.
4. Хождения (хожения) рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину».
5. Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель.
Архитектура:
Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество. Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. Так, Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X в., являлась типичным образцом византийского крестово-купольного храма. В настоящее время от Десятинной церкви остался только фундамент.
После утратой Киева политического лидерства и обособления русских княжеств монументальное строительство начинается и в городах, ранее считавшимися периферийными. Возникают региональные архитектурные школы, из которых наибольшее развитие получают Владимирско-Суздальская и Новгородская.