• Предмет: Литература
  • Автор: spriganbenimaru
  • Вопрос задан 3 месяца назад

какое место в поздних стихах Пастернака занимают религиозные мотивы?​

Ответы

Ответ дал: renfen
0

Відповідь:

По мнению Пастернака, вся жизнь человека — это постоянный выбор своей нравственной позиции. Лирический герой цикла прошел путь от Рождества до Воскресения («Я в гроб сойду и в третий день восстану...»). Здесь речь идет не только об Иисусе Христе, а о смысле существования каждого человека.

Идея воскресения становится центральной в цикле «Стихотворения Юрия Живаго», как и во всей поздней лирике Пастернака. Но путь к воскресению труден и противоречив. Об этом повествует стихотворение «На Страстной» (1946). Здесь описывается весна, время пробуждения природы. Основная тема произведения — изменения, которые совершаются в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении показана напряженная борьба дня и ночи, зимы и весны, тьмы и света, что достигается средствами контраста (ночная мгла — рань на свете; земля голым-гола — колеблется земли уклад и др.). Обилие метафор и эпитетов создает впечатление бурных изменений, которые охватили всю вселенную (март разбрасывает снег; сады выходят из оград; вода буравит берега и вьет водовороты). Прием психологического параллелизма — главный принцип построения произведения. Пастернак показывает внешний мир параллельно внутреннему, поэтому напряженная борьба происходит не только в природе, но и в душе лирического героя. Перед читателем разворачивается символический пейзаж: деревья, сады, вода, лес, утро, март — все эти реалии принимают участие в библейском сюжете о Страстной неделе. Это некая аллегория, с помощью которой автор утверждает мысль о том, что истинная жизнь человека (как и жизнь природы) — всегда сложная борьба. Только это духовная борьба, борьба добра и зла, жизни и смерти. Страдания Иисуса, его распятие и воскресение должны напомнить каждому о его собственном выборе.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь —

Смерть можно будет побороть

Усильем воскресенья.

Стихотворение «На Страстной» содержит образы и мотивы, которые будут развиты в дальнейших стихотворениях цикла. Например, рассказ о смоковнице находим в стихотворении «Чудо», образ свечи — в «Зимней ночи» и «Дурных днях», образ святой ночи в Великий Четверг (то есть Белой ночи) — в стихотворении «Белая ночь», образ раскаявшейся блудницы — в «Магдалине». Так, с помощью библейских образов и мотивов, Пастернак показал незримое присутствие Христа, который ощущается везде как необходимый нравственный идеал. С другой стороны, тут создается аналогия человеческой жизни. Автор утверждает, что существование человека от его рождения до духовного воскресения — это тоже своеобразная «страстная неделя», которая длится всю жизнь, если человек ищет истину своего бытия, вступает в борьбу со злом и ориентируется на вечные ценности.

Символами великих изменений в мире и в душе лирического героя являются ветер («Ветер»), огонь («Бабье лето»), река, вода («Сказка»), метель, снег («Зимняя ночь», «Свидание»), дорога («Разлука») и др. Все эти образы словно открыты настежь, что создает эффект бесконечного пространства, земного и духовного, где начались важнейшие перемены.

Библейские мотивы в творчестве Пастернака не являются единичными или случайными. Они проходят сквозь всю лирику поэта, являются составной частью художественного мира писателя. Пастернак живо ощущал мир в единстве природного и исторического, действительного и мифического, сиюминутного и вечного. Он воспринимал жизнь через призму духовной культуры человечества разных времен и народов.

Пояснення:

Вас заинтересует