• Предмет: Музыка
  • Автор: ifdky283
  • Вопрос задан 4 месяца назад

Конспект на тему "Соната"

Ответы

Ответ дал: 1999bykovs
1

Ответ:

Соната. Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов. Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.

Соната. Впервые этот термин начал применяться ещё во времена далёкого Средневековья, которое в истории мировой музыкальной культуры величают «эпохой вокальной музыки». Уже было создано множество самых разнообразных инструментов, однако главным их предназначением было сопровождение пению, танцам, торжественным приёмам и театральным представлениям, а словом «соната» в ту пору именовали вокальные композиции, исполняемые под аккомпанемент того или иного инструмента. Затем в процессе развития музыкального искусства, когда поэтапно стали формироваться различные инструментальные жанры, данный термин стали употреблять в ином значении. Например, в XVI веке на заглавном листе популярных тогда небольших музыкально-поэтических произведений, как правило, лирического содержания, именуемых мадригалами, делалась подписка «da cantare e sonare», то есть для пения и игры, а вскоре все музыкальные композиции стали разграничивать двумя терминами: «кантата» - это вокальное и «соната» - инструментальное произведение.

В следующем XVII столетии «сонаты» стали вполне самодостаточными сочинениями, сформировавшимися, как самостоятельный жанр. Изначально это были пьесы только полифонического склада, которому затем на смену пришёл гомофонно-гармонический способ изложения музыкального материала. Количество частей в данных произведениях варьировалось от одной до пяти, а музыкальная форма, применяемая авторами, в нынешнее время получила наименование «старинная сонатная».

Необходимо подчеркнуть, что «сонаты» эпохи барокко отличались большим разнообразием. В их числе были клавирные произведения, а также пьесы для солирующих инструментов, например, флейты, скрипки, виолончели. Причём эти композиции исполнялись как с аккомпанементом, так и без него. Следующим видом сочинений данного жанра, заслуживающим особого внимания, были пьесы для трёх инструментов - «трио-сонаты», которые поначалу разделялись на церковные (sonata da chiesa) и светские (sonata da camera). Церковные «трио-сонаты» исполнялись во время богослужения и обычно представляли собой четырёхчастные полифонические циклы с продолжительными разделами, следующими в определённом контрастном темповом порядке. Светские или камерные «трио-сонаты», весьма напоминающие сюиты, были предназначены для домашнего музицирования. Они включали в себя, располагающиеся в свободной последовательности небольшие танцевальные номера. Важно также отметить, что помимо перечисленных видов, в эпоху барокко «сонатами» называли произведения для различных ансамблевых составов, а иной раз увертюры к операм, вступления к кантатно-ораториальным произведениям и начальные разделы крупных инструментальных сочинений сюитного строения. Упомянутые выше произведения есть в творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Алессандро и Бенедетто Марчелло, Джованни Легренци, Доменико Скарлатти, Джузеппе Тартини, Жан-Мари Леклер, Жан-Фери Ребель, Арканджело Корелли, Георга Телемана.

Объяснение:

Надеюсь помогла.

Вас заинтересует