• Предмет: История
  • Автор: HistoryCoach
  • Вопрос задан 4 месяца назад

Культура и быт казаков Северного Кавказа

Ответы

Ответ дал: Putinvova4ka
1

Ответ:– Для казаков, с давних пор поселившихся на Тереке и Кубани, – отмечает он, – законодателями кавказской «моды» были кабардинцы, черкесы и другие адыгские народы. Кабардинский конь, черкеска, бурка, их манера скакать на лошади, владеть оружием долгое время служили образцом и для казаков. И позже, расселяясь вниз и вверх по Тереку и становясь соседями осетин, чеченцев, кумыков, ногайцев, ингушей, не могли наши предки не испытывать и их влияния в самых различных сферах жизни.

Например, в Масленицу в кубанских станицах наряду с приготовлением блинов и галушек обязательно устраивались скачки, джигитовки. В быт внедрились большие плетеные корзины для хранения кукурузы, овощей, фруктов, ульи для пчел из лозы. А в качестве тягловой силы нередко использовали ишаков. В Расшеватской, Новотроицкой, Новоалександровской и других станицах на свадьбах танцевали не только русские кадрили, но и медленный грациозный адыгский танец «Кафа». Некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения со временем становилось трудно отличить от горской лезгинки. Усваивали казаки и местные языки. В те времена для межнационального общения почти повсеместно на Северном Кавказе использовался тюркский (казаки называли его татарским). Как отмечал Л. Толстой в своей повести «Казаки», «молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Переняли казаки у горцев и обычай аталычества (тюркск. «аталык» – отцовство) – одну из древнейших традиций воспитания подрастающего поколения. У горских народов правом отдачи на воспитание своих сыновей в другие семьи пользовались только знатные роды князей и узденей – воины, зарекомендовавшие себя незаурядной храбростью, геройской стойкостью. Тот, кто брал на воспитание сына князя, становился тому близким родственником, так как для княжича он был отныне отцом – аталыком. Мальчика в семье аталыка кормили грудным молоком наравне с собственными детьми. Подросшие дети становились на всю жизнь молочными братьями, сопровождали княжича в походах. По достижении определенного возраста воспитанник возвращался в родную семью. Этот обряд тоже проходил в торжественной обстановке.

Казакам понравился обычай аталычества и стал нередким явлением в их семьях, которые имели с горскими зачастую не только бытовые, но и родственные связи. В истории можно оты-скать множество тому примеров. Получив на воспитание горского мальчика еще грудным ребенком, казак-аталык становился для него фактически вторым отцом и, как было заведено, пользовался всеми правами и властью, которые давало ему это звание. Аталычество способствовало изучению языка, обретению новых традиций. Знакомство же горцев с культурой казаков помогало им в дальнейшем учиться в российских учебных заведениях.

Несмотря на грозное лихолетье Кавказской войны ХIХ века, традиции аталычества не утеряли своего значения. Истории известен случай, как в первой половине ХIХ века казак терской станицы Каргалинской Матвей Захаров взял на воспитание чеченского мальчика, который с раннего возраста проявлял большие способности к рисованию. Отец-аталык дал ему свою фамилию и имя Петр, а со временем, скопив денег, направил приемного сына на учебу в Петербург. Через много лет Петр Захаров написал один из лучших портретов М. Лермонтова. Свои картины так и подписывал: «Петр Захаров – чеченец». Великий поэт неоднократно встречался с академиком живописи. Не исключено, что рассказы Захарова были им использованы при написании поэмы «Мцыри».

Известно, что первые поселения казаков были отмечены на правом берегу Терека, на гребнях (невдалеке от станицы Горячеисточненской. – Авт.), где проживали чеченцы. Так, кстати, гребенскими и стали называться. Так вот, когда в начале XVIII века императрица Анна решила переселить казаков на левый берег Терека, некоторые, уже породнившиеся с чеченцами, не подчинились. Зная, что за ослушание может последовать наказание, ушли в горы. Со временем эта отколовшаяся группа образовала свой тейп – «гуно», приняла ислам. А потомки их и до настоящего времени живут в горах. Причем большинство из них даже не подозревает о своих древних казачьих корнях. Только светлые волосы и голубые глаза выдают их происхождение.

Вас заинтересует