Ответы
Саки (скифы), как воинственный народ, были частями одной этнокультурной общности, которая сложилась на степных просторах от Днепра до Енисея и просуществовали до III в. до н.э.
Название «саки» впервые появляется в связи с драматическими событиями VIII — VII вв. до н.э. на Ближнем Востоке, когда саки стали грозой таких могучих держав древности, как Ассирия и Урарту.
В VI в. до н.э. азиатские саки образовали несколько конфедераций, из которых наиболее известны три племенных союза: тиграхаудов, т.е. «носящие остроконечные шапки», которые кочевали на территории Семиречья, Чуйской долины и частично в Восточном Туркестане и расселялись в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; массагеты или парадарайя, т.е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья и расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи в Северном Причерноморье; хаомоварги, т.е. «изготавливающие хаому», располагались на территории Узбекистана, Туркмении, в долине р.Мургаб.
Социальный строй саков представлялся греческим историкам варварским. Таковы сведения Геродота, Страбона, Диодора о среднеазиатских «скифах» — исседонах, саках, массагетах, даях. Все древние авторы говорят о кочевом образе жизни «скифских племен» Средней Азии, управляемых вождями, имеющих общее имущество, справедливых и не знающих угнетения.
Во главе племени стоял вождь, царь или царица. Часто во главе саков были «царицы», что свидетельствует о заметной роли женщин у древних степняков Казахстана. Сакские цари и царицы обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско.
В кочевой среде верховный правитель зависел от племенной верхушки. Пользуясь, родовыми и патриархальными отношениями, поддержкой сородичей, каждый племенной вождь или старейшина обладал более реальной властью, чем правящая династия, которая чаще всего уже утратила связи с племенем, из которого вышли родоначальники династии.
Племена подразделялись на рода, во главе которых стояли старейшины или батыры. Первые избирались за мудрость и опыт, вторые — за силу и мужество.
Патриархальный род явился необыкновенно прочной формой общественного союза, выживавшей в обстановке кочевого скотоводства целые тысячелетия. Спаянный хозяйственными, семейно-родовыми и религиозными узами патриархальный род являлся лучшей из возможных гарантий личной и имущественной безопасности каждого родича в условиях необъятных степей и пустынных пространств.
Но родовой строй питал и нравы войны. Известно, что общества, живущие родовым бытом, вырабатывают право и мораль, строго рассчитанные на этот замкнутый союз. Постоянные воины впитали в родовой союз беспощадные нравы. Поскольку войско противника состояло из всего мужского населения, то, зачастую, победа влекла за собой поголовное истребление мужчин побежденного племени, включая и детей. Кровопролитие, жестокость и беспощадность, столь поражавшие весь оседлый мир, вытекали не из «азиатского варварства», а из общей специфики войны.
.