• Предмет: История
  • Автор: muktarkanovamirhan
  • Вопрос задан 2 месяца назад

Объясните значение слов: сфрагистика, печать. Проверьте себя: 1. Что изучает сфрагистика? 2. Чем отличаются первые печати от современных? 3. Почему кыргызские родоправители пользовались печатями? Работа с картой: покажите на карте, в каких странах были найдены с древние из известных нам печатей. Подумайте и обсудите: какое значение имеют печати в наши дни?​

Ответы

Ответ дал: ekaterinapotylicyna2
0

Ответ:

Сфрагистика — наука о печатях. Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709 г.) , за которым последовали Иоганн Гейманн, давший ей греческое название "сфрагистика", Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденбург и др. Лучшие сочинения по сфрагистике за последнее время принадлежат Зейлеру, автору "Abriss der Sp h ragistik" (Вена, 1884) и "Geschichte der Siegel" (Лпц. , 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в "Русской геральдике" А. Лакиера, имеются по сфрагистике лишь отрывочные и незначительные сведения. Сфрагистика имеет непосредственную связь с геральдикою и нумизматикою. С первою она связана тем, что многие изображения, употреблявшиеся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы, напр. у князей Голицыных (герб вел. княжества Литовского) . С нумизматикой сфрагистика связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение монеты. Обычай употребления печатей — очень старинный. Восточные народы уже в древние времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями в форме цилиндров, жуков и т. п. , на которых вырезывались различные знаки. Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей (III книга Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл. XIV, ст. 12; книга Бытия, гл. XXXVIII, ст. 18 и 25; книга Исход, гл. XX, ст. 11 и 21). От восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и римляне. Последние обыкновенно употребляли печати-перстни, которые прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим и повсеместным стал не ранее XII столетия. Печать долгое время заменяла собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности. Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли большею частью односторонние печати, но позже их стали вытеснять двойные, висячие на шнурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге. Печати были свинцовые (печати-буллы, называвшиеся так от свинцовых шариков, через которые продевался шнурок и потом выбивалось изображение) , золотые (в редких случаях) , серебряные, бронзовые, оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати были висячими и носят в западной сфрагистике название sigilla pendentia или sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на шнурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Форма печатей была весьма разнообразна: они были круглые (древнейшие) , овальные, продолговатые, треугольные, квадратные, шестиугольные и др. Цвет воска печатей различался по достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия. Патриарх Константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в XVI и XVII вв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам, надписи в форме наставлений, правил и др. , изображения лиц владельцев и т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы. В каждом государстве были и имеются особые государственные печати.

В Poccии первые упоминания о печатях находятся в договорах Игоря и Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы наши должны были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные.

Вас заинтересует